Главная » Освещение » Виды и особенности внутреннего освещения

Виды и особенности внутреннего освещения

Виды и особенности внутреннего освещения

Значение внутреннего освещения в жилом помещении очень велико. Оно наполняет дом уютом, создает условия для зрительного комфорта, помогает расставить акценты в интерьере и осуществить дизайнерские задумки. Залог качественного выполнения этих функций – правильно подобранные осветительные приборы и тип освещения.

Особенности

Внутренним освещением считается искусственное освещение, которое способствует полноценному функционированию и жизнедеятельности всех проживающих в доме. Второй не менее важной функцией является эстетическая нагрузка, как самого осветительного прибора, так и создаваемого им эффекта. Особенности освещения зависят от его типа.

Принято выделять три основных: функциональное, декоративное, архитектурное.

Виды и особенности внутреннего освещения

Функциональное, или рабочее освещение, является наиболее распространенным, поскольку ни один дом при наличии электричества не обходится без источников искусственного света. Это обеспечивает продиктованные нормами условия освещения, и просто необходимо любому человеку изо дня в день.

Минимальное рабочее освещение обеспечивается потолочными люстрами, настольными лампами и локальными источниками света.

При их выборе важную роль играют пропускающие способности материалов, из которых изготовлены плафоны, яркость и температура освещения, тип лампочек.

Всего выделяют 4 типа ламп:

  • Лампы накаливания. Это привычный всем вариант «лампочки Ильича», который постепенно изживает себя из-за короткого срока эксплуатации, хрупкости и высокой энергозатратности. Но они все еще лидируют в списке самых дешевых осветительных приборов.
  • Галогенные или галогеновые. В плане качества освещения, продолжительности жизни и стоимости стоят на одну строчку выше ламп накаливания. Улучшить их эксплуатационные качества помогают небольшие модификации в устройстве лампы, а именно наличие колбы с газом, защищающей нить накаливания от быстрого перегорания. Эта же деталь делает свет более ярким.
  • Люминесцентные или энергосберегающие. Эти изделия устроены несколько сложнее, а механизм работы основан на взаимодействии электрических разрядов и паров ртути. Назвать люминесцентные лампы безопасными нельзя из-за содержания ртути, однако при бережной эксплуатации они не несут вреда, а их энергоэффективность в 5 раз выше, чем у галогенных, при энергопотреблении в 5 раз ниже. Это дает качественное освещение и десятикратную экономию.
  • Светодиодные или LED-лампы. На сегодняшний день они являются непревзойденными источниками света. Светодиоды дают правильное, равномерное освещение в доме, без мерцания и нагревания. Они отличаются богатым температурным спектром и степенью яркости, экологической безопасностью, прочностью, самым низким уровнем энергопотребления, долговечностью.
  • Декоративное освещение отвечает за эстетическую функцию и к обеспечению жизнедеятельности имеет мало отношения.

    При выборе светильников для декора квартиры внимание сосредоточено на их форме, цвете, размере, и «украшательных» свойствах для интерьера. Это могут быть красивые бра, торшеры под роскошными абажурами, минималистичные глухие плафоны, встроенная подсветка, лампы на прикроватных и туалетных столиках, ночники.

    Архитектурное освещение самое сложное. Оно требует некоторых специальных знаний и четко продуманной схемы расположения источников света по периметру квартиры или дома. Грамотно использованное освещение открывает широкие возможности для «корректирующего» дизайна, который призван сгладить недостатки планировки (слишком узкие комнаты, слишком высокие или низкие потолки, нестандартная форма помещения и другие).

    Популярные приемы трансформации:

  • «Поднять» низкий потолок при помощи направленных вверх лучей.
  • «Расширить» пенальную спальню, используя одностороннее или Г-образное расположение нескольких светильников в ряд.
  • «Удлинить» комнату, расположив длинный ряд небольших светильников по центру потолка.
  • «Раздвинуть» границы комнаты с помощью отражающих и глянцевых поверхностей, которые рассеивают свет.
  • Зонировать помещение, используя местную подсветку над или под функциональными зонами.
  • Виды

    Внутреннее освещение принято разделять на виды по нескольким критериям:

    Источник энергии

    В соответствии с ним выделяют естественное (солнечный свет) и искусственное освещение (все виды ламп).

    Область применения

  • Общее освещение (интерьерное). Его предназначение – создать условия для комфортного проживания и функционирования. Как правило, это всевозможные люстры, линейные и потолочные светильники, источники света с обширным спектром действия.
  • Местное или локальное. Необходимо для освещения функциональных зон с большой площадью (лестница, кладовая, коридор). Обычно затрагивает только их, не задевая прилегающие площади (бра, настенные светильники, небольшие потолочные светильники).
  • Рабочее. Качественное освещение над функциональной зоной конкретного назначения (ученический стол, компьютерный стол, стол для кройки и шитья, туалетный столик, освещение для зелени на подоконнике, кухонная зона и другие). Встроенные и отдельно стоящие лампы, светильники, торшеры.
  • Резервное (аварийное). Необходимо при внезапном прекращении работы основных источников света.
  • Подсветка: ниш, ступеней на лестнице, потолков, пола, мебели, красивое обрамление предметов искусства и экспозиций, аквариумов, архитектурных сооружений (точечные светильники, светодиодные ленты).
  • Ночное. К этой группе относятся ночники, лампы, подсветка пола, лестниц и стен, с датчикам движения или без них, неоновое декоративное оформление разных объектов, гибкие светодиодные конструкции.
  • Способ монтажа

  • Врезные или встраиваемые. Это тип светильников (спотов), корпус которых полностью вмонтирован в пол, потолок, стену или фальш-поверхность (из пластика или гипсокартона). Споты бывают поворотными и статичными. Поворотные дают возможность направлять свет в нужную сторону;
  • Накладные. По внешнему виду они напоминают частично встроенные светильники, хотя на деле монтируются на ровные поверхности. В них нуждается модное дизайнерское оформление, которое подразумевает источники света как элемент декора, и те поверхности, где недоступен монтаж натяжной или фальш-поверхности;
  • Навесные и подвесные светильники находятся снаружи и представляют из себя аксессуары в интерьере. К их видимой части относится и корпус, и питающий провод, поэтому они часто бывают задекорированы.
  • Независимые источники света. Это лампы, торшеры и другие виды светильников, которые вовсе не нуждаются в монтаже, а могут спокойно перемещаться с места на место.
  • Виды и особенности внутреннего освещения

    Расположение

    Потолочное (люстры и споты), настенное (бра, лампы, ленты, встроенные светильники), напольное (встроенные светильники и отдельно стоящие торшеры, лампы, напольные люстры), угловое, боковое.

    Тип освещения

  • Направленное. Такой тип освещения подразумевает направленный поток света для освещения какой-либо поверхности или зоны в комнате. Это придает предметам четкости и объема, а в комнате становится заметно больше света. Источники направленного освещения – люстры и светильники с плафонами;
  • Рассеянное. Это освещение «теряет» свою резкость за счет того, что проходит через препятствие в виде плафона или абажура. Плафон должен быть из стекла или неплотного светлого материала, это дает эффект рассеивания на 360 градусов. Идеально подходит для общего освещения.
  • Отраженное. Главную роль здесь играют не прямые лучи света, а их множественные отражения, исходящие от поверхностей, в которые направлены лучи света. Такого эффекта можно добиться при помощи небольших светильников и отражающих или глянцевых поверхностей. Прием актуален при необходимости «расширить» помещение зрительно;
  • Комбинированное. Оригинальное дизайнерское освещение создается при помощи сочетания разных его видов. Оно необходимо для зонирования помещения и расставления акцентов.
  • Тип управления

    Ручное или механическое (нажатием на выключатель), удаленное, автоматическое, беспроводное.

    Варианты управления

    Долгие годы включать и выключать свет в помещении можно было лишь одним способом – при помощи настенного переключателя. После чего добираться до другого помещения или до кровати в спальне приходилось наощупь или подсвечивая себе дорогу экраном мобильного телефона.

    Современные технологии шагнули далеко вперед. Теперь модификациями настенного переключателя уже никого не удивишь, и все большую популярность набирают альтернативные способы управления освещением.

    Итак, управление освещением делится на местное (ручное, механическое) и дистанционное.

    Виды и особенности внутреннего освещения

    Местное или ручное управление также подразделяется на несколько видов:

  • С одноклавишным переключателем. Это всем знакомый тумблер, смена положения которого приводит к тому, что свет включается (тумблер вверх) и выключается (вниз). Регулироваться таким выключателем может одна или несколько связанных контактами лампочек.
  • С двух или трехклавишным переключателем. Принцип действия этого переключателя такой же как и у одноклавишного тумблера, но разные клавиши при этом регулируют разные лампочки или светильники. Такая схема удобна для большой люстры в гостиной, у которой есть регулируема яркость и режим подсветки, или для длинных коридоров с двумя-тремя независимыми светильниками.
  • С проходными выключателями. Такие тумблеры устроены несколько сложнее, но и необходимость в них возникает не всегда. Например, они могут понадобиться в доме, где есть второй этаж или антресоли, чтобы можно было включить свет внизу перед лестницей и выключить его наверху. Верхний и нижний выключатели зависят друг от друга, поэтому здесь нет строго фиксированного положения клавиш. Если с первого свет включен вверх, затем отключен со второго, в следующий раз включение света на первом будет производиться вниз.
  • С перекрестными выключателями. Они устроены еще более сложно, чем проходные, но дают возможность соединить в одну систему три и более переключателей для управления светом из разных мест в доме. Такими же возможностями обладает более надежная система управления – бистабильное электрическое реле.
  • С датчиками движения. Они хоть и не регулируются простым нажатием переключателя на стене, относятся к местным, поскольку срабатывают всегда в одной и той же зоне, которую нужно осветить. Их безупречную работу обеспечивает дальность действия от 5 до 20 метров, угол обзора до 360 градусов, полная автоматизация и возможность подключаться к разным типам лампочек.
  • Датчики движения (диммеры) бывают:

  • Инфракрасные. Принцип их работы заключается в том, что свет включается благодаря реакции маленьких линз внутри датчика, фиксирующих инфракрасное излучение, источником которого является человек;
  • Микроволновые. Диммеры этого типа распознают движения при помощи чувствительных элементов устройства;
  • Звуковые. Акустические датчики в некоторых отношениях удобнее инфракрасных и микроволновых, поскольку в дневное время им можно не подавать сигнала для работы. Условный сигнал, как правило, можно выбрать при настройках: хлопок ладоней, звук шагов, звук закрывающейся двери. С другой стороны, инфракрасный датчик сработает в любом случае, а акустический не привести в действие, если заняты руки.
  • Комбинированные. Такие датчики являются оптимальным вариантом, поскольку их можно настроить любым удобным образом.
  • Дистанционное управление внутренним освещением можно организовать разными способами:

  • Управление осуществляется через распределительный щит и коммутационные аппараты. Здесь популярны системы с радиовыключателями. Радиовыключатель – это сенсорный регулятор, который позволяет включить в систему «умный дом» коммутацию сетей освещения. Установить его можно в любом месте: на входе в дом, в кухне, рядом с кроватью в спальне, и даже на подлокотнике кресла. Радиопереключатель легко комбинируется с любыми другими видами управления;
  • Освещение регулируется беспроводными устройствами. Это маленькие умные помощники, которые дают возможность включать утром свет, не выбираясь из-под одеяла, выключать его, не прерывая просмотра фильма на удобном диване, не возвращаться в обуви в комнату, если в ней забыли выключить свет, а сделать это с телефона, пульта, смартфона.
  • К дистанционным устройствам управления относятся:

  • Пульты. Переключать с его помощью свет и регулировать яркость не сложнее, чем щелкать каналы на телевизоре без кабельного;
  • Карманные гаджеты (смартфоны, телефоны, планшеты) на платформе Android. Для этой операционной системы разработано бесплатное приложение Arduino, которое позволяет управлять освещением и бытовой техникой в доме;
  • Компьютер. Он способен управлять некоторыми коммутациями в доме по wifi, но программы или приложения для этого недостаточно. Необходимы силовые блоки и USB-адаптер, зато управлять светом можно будет не только из соседней комнаты, но и из другого города.
  • Виды и особенности внутреннего освещения

    Как подобрать под интерьер?

    Выбор приборов для внутреннего освещения в доме – сложная техническая и творческая задача. Чтобы ее облегчить, специалисты в области дизайна рекомендуют опираться на следующие критерии:

    Особенности планировки помещений

    Планировка редко является частью интерьера сама по себе, лишь в тех случаях, когда она специально изменена, чтобы соответствовать канонам того или иного стиля. Косвенно ее особенности влияют на выбор оттенков и аксессуаров для оформления помещения. И освещение в том числе. Часто оно помогает решать сложные дизайнерские задачи в квартирах с нестандартной планировкой.

    Удачным решением в этом случае считаются встраиваемые светильники. С их помощью создается направленное или рассеянное освещение, которое при помощи игры света и теней дает возможность зрительно корректировать изъяны планировки. Актуально для использования в комнатах, которые нужно максимально приблизить к заветной квадратной форме, для комнаты с натяжным потолком, малогабаритных хрущевок, помещений с низкими потолками.

    Для помещений с высокими потолками показаны люстры сложных конструкций с оригинальными плафонами.

    В числе модных трендов – многоуровневые люстры с большим количеством плафонов и интерьеры в стиле лофт с использованием верхнего пространства комнаты под установку декоративных потолочных балок.

    На них можно размещать светильники с металлическими плафонами, «голые» лампочки, «лампы Эдисона» и подобные по стилю грубоватые простые светильники.

    Популярно в современном дизайне использование мансарды. Это помещение с наклонными стенами и со скошенным потолком, в которых трудно установить какие-либо осветительные приборы, кроме спотов и линейных светильников. Зато они дают возможность экономить пространство и создавать уютную «чердачную» атмосферу. Актуальная идея для прохладного мансардного этажа – разведение домашнего ботанического сада. В этом случае необходимы большие подвесные УФ-лампы для цветов и растений.

    Дизайнерские приемы со светом просто необходимы для оптимизации пространства в студии и однокомнатной квартире. Они одновременно помогут зрительно увеличить помещение и четко разделить его на функциональные зоны.

    Предназначение комнат

    На выбор освещения влияет назначения помещения.

  • Гостиная. В этом помещении важно и качественное общее освещение, и несколько локальных источников света. Люстра для верхнего света может стать украшением интерьера в историческом стиле, а если это минимализм, то лучше отдать предпочтение группе поворотных спотов. Практически любой интерьер можно сделать уютным и камерным для дружеских или романтических вечеров, используя лампы и торшеры. Только в одном случае это будут романтичные рюши и светлые ткани, а в другом лаконичные геометричные формы и монохромные цвета.
  • Также актуальна подсветка для отдельных деталей: картин, окон, плинтусов.

  • Спальня. Здесь также необходим и верхний, и локальный свет. Он должен быть теплого, приятного для глаз спектра, но не слишком тусклый. Идеально подходят для спальни светильники с дистанционным управлением, ведь так не хочется выбираться из-под одела после чтения книги, чтобы нажать на выключатель!
  • Кухня. Общее освещение – безусловно, а местное необходимо во всех функциональных зонах. Здесь уже не нужны декоративные светильники, более эргономичной будет разного рода подсветка. В зоне готовки это может быть подсветка, встроенная в гарнитур, светодиодная лента на стенном «фартуке». А, например, над барной сойкой прекрасно будут смотреться накладные или врезные светильники интересной формы.
  • Детская. Два главных критерия для освещения в комнате ребенка – соответствие санитарным нормам и легкость управления. Лучше всего подойдут светодиоды естественного спектра на местном управлении тумблером или с простым пультом, позволяющим поменять дневной свет люстры на ночник. Настольная лампа на рабочем столе – обязательное условие.
  • Санузел. В ванной не место громоздким осветительным приборам. Все они должны быть небольшими, хорошо освещающими, устойчивыми к влажности и перепадам температур. Для обычных ламп необходим полностью закрытый прозрачный или матовый плафон, который защитит хрупкий корпус от влаги.
  • Коридор. Требования к освещению в коридорах, прихожих и холлах зависят от размеров помещения. Для большой площади нужен верхний свет и подсветка отдельных зон, для маленькой достаточно одного из этих вариантов.
  • Гардеробная. Хорошее освещение – необходимое условие для гардеробной. Важно, чтобы оно было максимально приближено к естественному спектру, чтобы цвет одежды не искажался, а отражение в зеркале было достоверным. Дистанционное управление – только плюс.
  • Кладовые. В местах хранения вещей должен быть яркий, легко регулируемый свет. Важно защитить лампочку плафоном, чтобы случайно не разбить ее, доставая из загруженной кладовой большие, высокие или неудобные предметы.
  • Поскольку свет в таких помещениях включается не часто, достаточно использовать обычные лампы накаливания или галогенные, которые во много раз дешевле светодиодов для всей квартиры.

    Стиль и дизайн интерьера

    Характерные особенности разных стилей предъявляют требования и к яркости света, и к цветовой температуре, и ко внешнему виду осветительных приборов.

    Так, в современном стиле популярно необычное исполнение люстр и светильников в пластиковом, стальном, деревянном, стеклянном, тканевом формате. В нем уместны новые дизайнерские идеи, порой самые неожиданные и безумные. Само освещение предпочтительно естественное, будь то минимализм, индастриал или прованс.

    В классическом стиле действуют несколько иные правила. Он больше ориентирован на добротность, дороговизну, статусность. Люстры и светильники здесь больше играют роль украшений, чем функциональных вещей.

    При выборе лампочек для массивных люстр в скандинавском или романском стиле, настенных бра в греческом стиле стоит использовать теплый, желтоватый свет, который будет похож на сияние свечи в подсвечнике и канделябрах.

    Личные предпочтения

    Рекомендации дизайнеров – не непреложные правила. Выбирать осветительные приборы можно с опорой на собственный вкус, представления о гармонии и чувства комфорта. А вот предписаниями медиков по качеству освещения пренебрегать не стоит.

    Как провести и подключить?

    Проводить внутреннее освещение в квартире или доме – ответственное мероприятие.

    Самостоятельное подключение проводов может навредить здоровью, поэтому лучшее решение – это обратиться к специалистам. Но их услуги обходятся недешево, и чем больше площадь, тем выше цена. В целях экономии можно провести часть подготовительных работ самостоятельно.

    Проведение освещения осуществляется в несколько этапов.

    Расчетные работы

    Виды и особенности внутреннего освещения

    В ходе работ определяется необходимая мощность освещения, количество лампочек, нанесение полученных данных на план-схему помещения.

    Расчетная мощность высчитывается по формуле: площадь комнаты умножить на 16 Вт (константная величина удельной мощности осветительного прибора в жилом помещении). В формуле есть также показатель, который обозначает «коэффициент спроса».

    Он равен одному, и это фиксированное значение для любого помещения, поэтому умножать на него не обязательно.

    Виды и особенности внутреннего освещения

    Минимальное «комнатное» количество ламп тоже имеет свою формулу для расчета: площадь комнаты разделить на мощность одной лампочки и умножить полученное число на 16 Вт.

    Опытный электрик на этом же этапе рассчитывает сечение вводного провода или кабеля.

    После того, как расчеты выполнены, нужно сделать наглядный план расположения светильников, выключателей и проводки. Схема наносится на план помещения с соблюдением точности до сантиметра в уменьшенном масштабе. Планировка должна быть подробной, чтобы отмечать на ней даже небольшие источники света.

    Виды и особенности внутреннего освещения

    Она включает в себя:

  • Все типы осветительных приборов, кроме независимых.
  • Трассу проведения электрических кабелей по стенам.
  • Место, в котором будет установлена распределительная коробка.
  • Расположение переключателей. При выборе проходных переключателей важно учитывать особенности проведения проводки так, чтобы включить и выключить свет можно было с обоих. Распространенная ошибка новичков в том, что они неправильно подводят контакты, в результате получается, что выключить свет можно только тем тумблером, которым он был включен.
  • Подготовка к монтажу

    Когда проект закончен, наступает время покупать расходные материалы и инструменты. Этот этап включают в себя выбор лампочек по типу, размеру, форме, яркости и цветовой температуре, и подходящих по дизайну светильников и люстр.

    Также нужно определиться, какой тип монтажа будет использован, это напрямую влияет на выбор моделей светильников, комплект переключателей или устройство дистанционного управления освещением.

    Виды и особенности внутреннего освещения

    Монтаж

    Третий этап – непосредственно монтаж. Выполнять его самостоятельно без специальной подготовки – опасно для жизни и здоровья.

    Рекомендуется обращаться к специалистам, соблюдая при этом два важных правила:

  • Экономить на материале – значит, экономить на безопасности. Все расходники должны быть качественными и в достаточном количестве.
  • Для выполнения работ по проектированию и электромонтажу не подходят работники без опыта, поскольку это один из самых сложных видов монтажа в ремонте. Также не стоит доверять безопасность своего дома начинающим работникам и тем, кто ориентируется на стандарты прошлого столетия. Электрика в доме должна быть современной и проведена без изъянов.
  • При наличии недочетов в лучшем случае это будет стоить денег на вызов более компетентного работника, а в худшем – здоровья одному из членов семьи. И первыми в группу риска попадают дети.

    Какая должна быть яркость?

    Ярче – не значит лучше. Это золотое правило при выборе освещения в доме. Недостаточно выбрать самые яркие лампочки, чтобы решить проблему качественного освещения. Однако слишком тусклое освещение тоже негативно влияет на организм. Оно вызывает сонливость, ухудшает зрение и психическое состояние.

    Особенно опасна неправильная освещенность в детских комнатах и рабочих кабинетах, где происходит усиленная нагрузка на глаза.

    Строительная норма, в основе которой лежат рекомендации врачей, указывает силу освещения в люксах.

    Для каждой зоны в помещении разработаны свои оптимальные показатели:

  • Чердачные и подвальные помещения, а также нежилые мансарды не нуждаются в ярком свете. Их норма – 20 Лк;
  • Смежный санузел, раздельные туалет и ванная или сауна нуждаются в 50 Лк. При этом для ванной это минимальное значение, а для косметических процедур (бритье, нанесение масок и макияжа) требуется вдвое больше – 100 Лк;
  • Также 50 Лк являются нормой для коридоров, прихожих и холлов;
  • Гардеробная или подсветка внутри вместительного шкафа-купе – 75 Лк;
  • В бассейне или бане нормальное освещение – 100 лк;
  • Виды и особенности внутреннего освещения

  • Спальня – 150 Лк при условии, что есть менее яркие источники света в виде ночника или лампы;
  • Кухня и зона барной стойки – 150 Лк;
  • Детская комната – не более 250 и не менее 200 Лк;
  • Рабочий кабинет, где есть компьютер – 300 Лк. Рекомендуется при этом увеличить проходимость естественного освещения;
  • Кабинет, в котором осуществляются чертежные работы, кройка, шитье, проектирование – до 500 Лк.
  • Чтобы не запутаться в разных показателях (Люкс, Ватт, Люмен), характеризующих световой поток, можно воспользоваться формулой. Она помогает переводить одни значения в другие, более удобные и привычные.

    Так, 1 Люкс – это 1 Люмен на 1 квадратный метр комнаты. Чтобы рассчитать норму освещенности каждой комнаты, необходимо умножить цифру из таблицы СНиП на площадь этой комнаты, а затем разделить получившуюся сумму на число, которое указано в графе «световой поток» на упаковке с лампой. Получившееся число означает необходимое количество лампочек на комнату.

    Существует и другой подход. Производную нормы по СНиП на площадь комнаты можно разделить на количество лампочек, которое хочется установить в светильнике или в люстре. Число, которое получится в результате, должно быть указано на упаковке лампочки. Значение можно округлить. Например, не существует ламп со световым потоком 245 или 255 Лм, поэтому можно выбрать ближайшее к ним значение 250 Лм.

    Для разных типов светильников действуют разные правила, но все они базируются на данных СНиП.

    Как улучшить?

    Иногда недостаточно тщательно спланировать схему внутреннего освещения в доме. Даже удачно размещенные в интерьере световые элементы могут не справиться со своей задачей. Как правило, такое происходит в осенне-зимний дефицит солнца, или при неудачном расположении квартиры, когда окна выходят на соседний дом и буквально упираются в его стену.

    Существует несколько приемов по улучшению освещения в квартире:

  • Дать больше доступа естественному свету. Не обязательно прибегать к радикальным методам вроде обустройства дополнительных оконных проемов или увеличения имеющихся, можно обыграть оформление окна и внутреннее наполнение помещения. В первую очередь стоит убрать с окон все плотные и тяжелые портьеры, заменив их на вертикальные жалюзи с тюлем, легкие полупрозрачные занавески или шторы по типу роллетов (горизонтальные жалюзи, римские шторы, австрийские, гофрированные, английские).
  • Второй прием – это использование прозрачных и полупрозрачных перегородок вместо глухих стен. Они могут быть выполнены из плотного матового стекла, тогда сквозь них ничего не будет видно, и звукоизоляция сохранится на уровне, но материал все равно будет пропускать много света, что добавит помещению воздушности и легкости.
  • Использовать качественные лампы с приятным для глаз световым спектром. Оптимальным вариантом всегда кажется имитация естественного света, но естественный свет – белый, а на вопрос, какого цвета солнце, все отвечают – желтое. Глаза больше привыкли к теплым, чуть желтоватым оттенкам. В темных, тусклых квартирах, особенно в осенне-зимний период, свет с легкой желтизной актуален за счет того, что создает теплую, уютную атмосферу и напоминает солнечный свет.
  • Выбирать для освещения современные типы ламп, «умные» механизмы и светорегуляторы. С их помощью гораздо проще настраивать нужное освещение в зависимости от времени суток и времени года.
  • Использовать в дизайне интерьера материалы с глянцевыми и отражающими поверхностями, рассеивающими свет (ПВХ, сайдинг, стекло, гладкие обои, керамическая плитка, зеркала, хром) и светлые, теплые цвета (белый, бежевый, персиковый, молочный, пастельные оттенки, натуральная природная палитра).
  • Выбирать плафоны и абажуры «правильной» формы, полупрозрачные, тонкостенные, с отражателями внутри.
  • Удачные примеры и варианты

    Интересные решения для обустройства освещения в квартире можно подсмотреть в готовых дизайн-проектах:

  • Использовать нетривиальные источники света. Это и необычные по форме и материалу люстры, абажуры, плафоны, и светодиодная лента, дающая большие возможности для декора, и различные линейные светильники, дюралайты и споты;
  • Пересмотреть места для установки приборов освещения. Может быть, в ванной комнате все время не хватало именно полноценной люстры или давно стоило подсветить подиум для кровати в спальне.
  • Не ограничиваться естественным освещением. В некоторых комнатах уместны будут светильники желтого, красного, зеленого или синего цвета;
  • Использовать многоуровневое (многослойное) освещение: верхний свет, лампы и точечные светильники;
  • Направлять подсветку на предметы-акценты. При этом освещение должно четко падать на картину, вазу, или другой объект, «выхватывая» его из полумрака. Получается красивый «театральный» эффект.
  • Подробнее о видах и особенностях внутреннего освещения вы узнаете из следующего видео.